День — как река. Михаил Курганов

День — как река

Персональная выставка Самарии Нуруловой в Библиотеке Гоголя

15.12.2023 — 21.01.2024

Какие отношения у искусства и действительности? Если обобщить, то существует всего три подхода к этой, кажется вечной, проблеме. Традиционно для их описания используется метафора зеркала (вспомним хотя бы статью Ленина о Льве Толстом “как зеркале русской революции”). Мол, есть в реальности красивые цветы, значит, и искусство должно показывать эти красивые цветы настолько похоже, насколько это позволяет мастерство художника. Другая парадигма гласит о том, что искусство должно не подражать действительности, а активно воздействовать на неё, меняя и преображая. Такой идеологии придерживались, например, деятели производственного искусства 1920-х годов.

Последний подход не отражает реальность напрямую, но отсылает к ней, не вторгается в неё, но меняет, показывая альтернативные пути. Именно в духе такого подхода можно интерпретировать представленные на выставке работы Самарии Нуруловой.

Входя в реку, ты не знаешь, где её начало и конец, а имеешь только телесное представление о бесконечном движущимся потоке, охватывающим тебя. Ощущение длительности времени доминирует в пейзажах художницы, сочетаясь с бесконечным простором и впечатлением монументальности пространства, затягивающего в себя созерцательной глубиной. 

В работах Самарии Нуруловой искусство фотографии в полной мере оправдывает свое название. Ключевой темой поисков художницы становится свет. Тот самый свет, которого становится все меньше в нашей жизни (символично, что выставка открывается почти за неделю до самого темного дня в году), она находит в бесконечном полярном дне на полуострове Рыбачий, расположенном на севере Мурманской области. Как говорит сама художница, это пространство, в котором “главными хозяевами являются ветер и солнце”. Эти снимки можно назвать прямой иллюстрацией того, о чем писала Ханна Арендт: “даже в самые темные времена мы вправе ждать какого-то освещения <…> мерцающего и часто слабого света, который некоторые люди, в своей жизни и в своих трудах, зажигают почти при любых обстоятельствах и которым освещают отведенный им на земле срок”. Они напоминают нам о том, что какой бы долгой ни казалась ночь, за ней обязательно последует новый день. Наша же задача, приближая этот день, сберечь оставшийся свет, ведь даже теплящийся луч может разъять абсолютную тьму, освещая наш путь. 

Самария Нурулова — выпускница факультета монументальной живописи Академии художеств им. Репина и Школы молодого художника фонда Pro Arte. На данный момент завершает обучение в Академии документальной и арт фотографии «Фотографика». Работает над сериями фотопроектов, посвященных исследованию пространства природы и взаимодействию человека с ней.


кураторская практика

RU
EN