Митоз
Персональная выставка Андрея Шепеля в галерее КЛЕТКА
29.06.2024
Отталкиваясь от множественности значений слова «клетка» и ассоциаций к нему, Андрей Шепель создает сложный нарратив о процессе деления в природе и культуре, таким образом продолжая намечать пути осмысления нашего альтернативного выставочного пространства.
Весь проект строится на ряде рифм и контрапунктов. Рукава Красненькой речки дублируются парами хромосом, разорванными советскими открытками с мостами. Схема митоза из школьного класса — размножения эукариотической клетки, основа онтогенеза и зарождения новой жизни. Деление мостов (отвечающих за культуру) как раскол. Процесс деления в культуре предстает как бы отраженным в кривом зеркале процессом биологическим. Там, где в природе происходит удвоение и развитие двух автономных организмов, в культуре обнаруживается не распространение жизни, а ее уничтожение. Из частей разорванного моста не рождается нового, только зияющее болезненное крушение. Этот процесс художник называет антимитозом. Не соединяющий ничего мост, обнажающий разделенность двух противоположных сторон — абсурдный объект, заставляющий нас задуматься о своем пути.
Еще больше погружаясь в конструирование метафор и оппозиций, Шепель создает уменьшенную копию галереи КЛЕТКА, двойника как бы вырастающего на одной из ее боковых стен. Идеальной схеме митоза клетки в физическом пространстве соответствует болезненная мутация галереи. Отделяющаяся структура оказывается не похожа на изначальную и напоминает нам о еще одном варианте развития митоза, скорее ее можно сравнить с опухолью.
Таким образом, работа, наследуя дада и концептуализму, основываясь на крайне отстраненной, «нулевой» эстетике, только очерчивает некоторый круг тем, образуя герметичную систему-загадку, не предполагающую нахождения ответа на нее, но лишь создание определенного состояния — тревожного всматривания.